Сюда лучше не кликать
В РК намерены бороться с онлайн-мошенничеством и недобросовестной рекламой в соцсетях
В Мажилис поступил законопроект «Об онлайн-платформе и онлайн-рекламе». Основная его цель — защита конституционных прав граждан, обеспечение безопасной информационной среды. По словам депутата мажилиса Марат Башимова, эта сфера общественных отношений нуждается в четком правовом регулировании, то есть понимании своих прав и обязанностей пользователей интернета.
По прогнозам мировых экспертов, ежегодно глобальные мировые затраты на интернет-рекламу растут в среднем на 15%, а к 2025 году достигнут более 100%. Кроме того, увеличивается продолжительность времени, проводимого в социальных сетях, а также использование для этих целей мобильного телефона, особенно среди детей. Соответственно западные страны выступают за безопасный интернет и соблюдение прозрачного налогового законодательства и ликвидации объемов теневой экономики. Мировая тенденция последних лет показывает, что возникла необходимость координированных действий государств и владельцев онлайн-сервисов для обеспечения более безопасной и прозрачной онлайн-среды и защиты прав человека.
«Статья 61 Конституции РК указывает, что правоотношения, касающиеся правосубъектности физических лиц, могут регулироваться законом, устанавливающим права и обязанности, в коем сейчас нуждаются сами участники социальных сетей, владельцы онлайн-платформ. Знать свои права и обязанности, уметь себя защищать», — написал Марат Башимов в Facebook.
Статья 39 основного закона устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Другими словами, твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц. Этот конституционный постулат, должен быть понятен при правовом регулировании этих общественных отношений.
По мнению мажилисмена, граждане РК обязаны соблюдать законы и платить налоги. Но кто-то платит налоги, кто то-то нет. Сейчас некоторые в социальных сетях зарабатывают большие деньги и не хотят платить налоги. А к примеру, у простого человека и не спрашивают, у него автоматически с заработной платы ее снимают. Поэтому этот вопрос также актуален, считает Марат Башимов.
Что касается развития правового регулирования в развитых странах, то к примеру, в прошлом году странами-участницами Европейского Союза было достигнуто соглашение касательно законодательного, полного контроля за функционированием алгоритмов социальных сетей, в рамках которого предусмотрены механизмы подачи жалоб, рассмотрения обращений, модерации контента и онлайн рекламы. В Германии соответствующий закон был принят в 2018 году. Немецкий закон четко регламентирует процедуру рассмотрения жалоб и запросов на удаление незаконного контента, кроме того, социальные сети должны два раза в год публиковать отчет о доступности сервисов и данных. Если контент является незаконным, доступ к нему в Германии запрещается.
«В Германии закон регулирует только неконституционный контент, который подпадает под некоторые статьи уголовного законодательства, такие, как оскорбление и клевета; кибербуллинг, разжигание ненависти; распространение изображений насилия; поощрение и одобрение преступлений; оскорбление вероисповеданий, распространение детской порнографии; неприкосновенности частной жизни путем фотосъемки», — написал Марат Башимов.
В Великобритании введено понятие «harmful information». Информация, подпадающая под эту категорию, подлежит немедленному удалению со стороны владельцев социальных сетей. А TikTok, Snapchat, Facebook, Instagram и другие социальные сети будут нести юридическую ответственность за контент на своих платформах.
Как сообщил депутат, закон о цифровых услугах, который планируют принять в Европейском Союзе, повлияет буквально на каждую социальную сеть, поисковую систему и онлайн-рынок, ведущий свою деятельность на территории ЕС. В первую очередь, закон направлен на защиту интернет-пользователей путем установления «нового стандарта» для онлайн-платформ, в соответствии с которыми такие компании, как Google, Meta (Facebook) будут нести ответственность за незаконный и вредоносный контент. Для крупных компаний закон о цифровых услугах вводит обязательство ежегодно анализировать системные риски, а также искать способы их снижения. Это означает постоянный мониторинг существующих рисков и методы их устранения. Они связаны с распространением нелегального контента; негативным воздействием на права пользователя, в том числе гендерную принадлежность, возраст (совершеннолетие), последствия для физического и физического здоровья; применение манипуляций услугами, что нарушает демократические устои и нарушает общественную безопасность.
При этом страны Совета Европы опираются на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и на Международный пакт о гражданских и политических правах, где указаны ограничения, устанавливаемые законом: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, заключил Марат Башимов.
Жазира ЖАКИМ