Олжас Билялов: Успехи гражданских активистов еще впереди

29 Мамыр 2023

Экс-кандидат в депутаты мажилиса Олжас Билялов сегодня активно продолжает свою общественную деятельность в ОО «Евразийская правозащитная организация», которая ставит своей целью развитие гражданских свобод в РК, в том числе религиозной. Кроме того он является урбанистом и городским активистом по вопросам уплотненной застройки.

Олжас Билялов: Успехи гражданских активистов еще впереди

Вместе с другими единомышленниками с ОО «Менің Елім Дала» он смог отстоять строительство сквера в одном из микрорайонов левобережья Астаны, а также строительство зданий двух столичных школ. Выпускник Imperial College London в Великобритании (Магистр транспорта) по программе «Болашак» и респектабельного саудовского университета King Fahd University of Petroleum and Minerals (Магистр градопланирования) он является отцом пятерых детей. В интервью Men mediakz Олжас Билялов поделился своим видением развития гражданского общества и гражданских инициатив в Казахстане.  

– Олжас, в этом году вы баллотировались в депутаты мажилиса. Для чего вы решились идти в парламент? И не угас ли ваш энтузиазм сегодня?

– Когда шел на выборы, была надежда на справедливость, хотя многие меня отговаривали, у нас прочно бытует мнение в обществе, что голоса всегда расписаны и распределены между конкретными партиями и людьми. Для меня парламентские выборы стали еще одной возможностью поднять проблемы казахстанцев, конкретно, мусульман, на уровень выше и на самом деле это была сама цель, и по моим оценкам она достигнута. Поэтому глубоких разочарований нет.

 – Чем занимается «Евразийская правозащитная организация»? Кто входит в нее и насколько работа вашей организации востребована сегодня?

– Мы занимаемся защитой прав верующих, ну по факту можно сказать открыто — защитой прав мусульман. Почему мусульман? Потому что мы сами являясь мусульманами, глубоко понимаем проблемы исламской общины. Согласитесь, уровень религиозности населения растет. Все больше и больше людей посещают мечети, соблюдают ораза в месяц Рамадан, посещают пятничные намазы и хотим мы этого или нет политику в этой области нужно менять.  

Учитывая, что только в этом году уже разыграно более 70 тендеров управлений по делам религий областных акиматов на сумму более 4 млрд. тенге и все они вокруг тематики Ислама, считаю, что именно мусульмане сегодня нуждаются в защите своих прав.

Костяк нашей организации —  это 10 человек, плюс около 20 неравнодушных активистов. Несколько человек основного состава имеют богатую юридическую, адвокатскую практику, есть люди, которые проработали в госорганах на руководящих позициях и имеют четкое представление как работает государственный аппарат. Оставшиеся люди – неравнодушные граждане, главы многодетных семей в том числе.

– Вопросы, которые вы поднимаете, многим режет слух. Например, тот же вопрос платка в школе. В стране в 2016 году был введен приказ министра образования о введении школьных стандартов в одежде. В чем камень преткновения?

– От того, что этот вопрос пугает многих, порождает фобии в обществе, проблема платка не исчезнет. Заметьте, баталии и дискуссии идут во многих странах мира, не только у нас. В этом вопросе нет ничего особенно казахстанского, каждое государство пытается регулировать вопросы с религиозным отправлением в обществе по-своему. 

Если в Евосоюзе, Америке, это вопрос решается более-менее гладко, я имею в виду конкретно вопрос ношения платка в школах девочками, то в странах бывшего постсоветского пространства он излишне драматизируется. Причем, я бы не сказал, что конкретно чиновники виноваты. Сказывается общее отсутствие знаний в вопросах религиозного просвещения. Срабатывает принцип советскости, а не светскости. В светском обществе, коим официально относится и казахстанское, религия отделена от государства, при этом государство уважает религиозные принципы своих граждан. А вот то, что мы часто наблюдаем в соцсетях, иногда в СМИ, это в общем-то наследие совка, атеизма, когда люди искренне верили, что религия-  опиум для народа.  

– Платок в казахстанских школах запрещен?

– Нет, никакого прямого запрета нет и упоминаний об этом в приказах профильного министерства нет. Но отдельные директора школ по-своему трактуют этот приказ, зачастую нарушая педагогические и этические нормы поведения.  Некоторые директоры школ могут позволять себе оскорблять родителей детей, угрожать им лишение родительских прав, выгонять детей со школы. В неделю мы получаем по два  таких родительских обращения с разных регионов.  

Конечно,  не допуск детей в школы нарушает конституционные принципы РК.   Согласно Конституции, все дети должны обучаться в школах и получать бесплатное среднее образование, а согласно непродуманным распоряжениям некоторых директоров нашим детям ограничивают доступ в школы. Поэтому мы решили поднимать вопрос платка в школах на республиканском уровне.

– Как вы намерены отстаивать права мусульманок в этом контексте? На практике насколько у нас слышащее государство?

– Нас государство слышит, по крайней мере я точно знаю, что нашу проблему в деталях знают, как минимум, три министра, уполномоченный по правам человека и председатель конституционного суда РК. Со всеми ними мы лично встречались, и они, в принципе, открыты для диалога и бесед.

С одной стороны, это не может не радовать. Тридцать лет назад сложно было себе представить, что чиновники могут встречаться и обсуждать права и свободы человека, особенно на религиозную тематику. Мы сегодня открыто пишем и обсуждаем те или иные вопросы в соцсетях, нет открытых, нещадных гонений за инакомыслие. Это все плоды демократизации нашего общества и это вклад государства, правительства, администрации президента в развитие гражданского общества.

Но, конечно, нам бы хотелось, чтобы слышащее государство могло не только слышать но и слушать, и чтобы принцип светскости работал на практике. Посмотрите на США. Не так давно в Верховный Суд там была избрана этническая арабка, мусульманка в хиджабе. Понятно что Америка от этого не станет более мусульманской, но американцы на деле показывают, что уважают религиозные права своих граждан. В вопросе платка можно изучить опыт Кыргызстана, где платок никогда не запрещался в школах, или Узбекистана, где разработана школьная форма для девочек с головным белым убором и тюбетейками светлых тонов.

– Многие из медийных личностей сегодня заявили о том, что они принимают Ислам, даже, скажем так, инстадивы, блогерши одевают хиджаб и активно фотографируются.  В соцсетях бушуют настоящие баталии по этому поводу. Почему, на ваш взгляд, наше общество все еще болезненно воспринимает тему платка на голове женщины?

– Вообще на весь это раздор вокруг хиджаба популярных блогерш мы должны смотреть только через две призмы: правовую и религиозную. С точки зрения права, согласно конституции и законам казахстанцы свободны исповедовать любую религию. С точки зрения религии женщины должны покрывать голову.   В Казахстане живут почти 20 млн. человек, около 15 млн. людей из них — старше 15 лет. Если учитывать мнение каждого из 15 млн. человек, то палитра мнений будет слишком широкой, поэтому нужно где-то ставить точку и прекращать споры вокруг казахских, арабских традиций и прочих вещей, ведь традиции не утверждены нормативно-правовыми актами или Священным Писанием. И вообще любой адекватный человек, кто разбирается в истории, поймет, что источник так называемой современной исламизации общества — это религия наших предков, которая стала общенациональным выбором  нашего народа.

Поделитесь, а как растут ваши дети? Они такие же активные в социуме, как и вы?

– У меня по милости Всевышнего Аллаха пятеро детей и тезис, что дети мусульман неразвиты, нет у них свободы выбора –  далеки от реальности. Наши дети, в первую очередь, смотрят на родителей, и у моих детей нет страха выразить свою точку зрения – они с любопытством наблюдают за моей общественной деятельностью и понимают, что не нужно боятся отстаивать свои гражданские права. Когда в Казахстане упрочится платформа для развития grassroots communications, так называемых низовых, массовых коммуникаций, когда простые люди будут брать на себя ответственность за жизнь своего дома, микрорайона, города и страны в целом – тогда наша страна шагнет в будущее смело и мы сможем стать лидерами региона и даже больше. Я уверен, что успехи казахстанских гражданских активистов еще впереди.

Беседовала Жазира Букина

Тегтер: